Приостановив действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, депутаты Государственной думы хотят понравиться избирателям перед грядущими выборами. При этом они заложили мину под один из наиболее эффективных инструментов страхового рынка, пишет "Эксперт-Урал".
Эксперт-Урал,
27 октября 2003 г.
Разрушительные игры депутатов 1387 просмотров
Приостановив действие закона об "Обязательном страховании автогражданской ответственности", депутаты Государственной думы хотят понравиться избирателям перед грядущими выборами. При этом они заложили мину под один из наиболее эффективных инструментов страхового рынка.
Госдума приостановила 15 октября действие закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО) до 1 июля 2004 года. Само решение для обеих сторон страхового рынка правовых или финансовых последствий не вызовет, поскольку поправка к закону прошла лишь первое чтение. Чтобы закон начал действовать в новой редакции, поправка должна пройти все чтения в Госдуме нового состава (старый к этому вопросу уже не вернется), ее должен утвердить Совет федерации и президент. Случится это, предположительно, не ранее чем через полгода. Однако проблемы с "автогражданкой", по мнению страховщиков, начнут нарастать к концу 2003 года. Толпы автовладельцев кинутся осаждать офисы страховых компаний в попытках купить страховой полис: в январе им грозят немалые штрафы, причем на совершенно законных основаниях. Такова цена популистского решения завершающего работу состава Госдумы. Затишье перед бурей Представители екатеринбургских страховых компаний, комментируя такой поворот событий, оценивают предполагаемый ущерб сдержанно: это может на полпути остановить потенциальных покупателей полиса "автогражданки". Но утверждают, что активность страхователей резко упала еще в начале сентября, когда в Госдуме заговорили о пересмотре закона. "С тех пор вообще никто не страхуется, полис покупают лишь те, кому необходимо поставить машину на учет или пройти техосмотр", - говорит заместитель генерального директора СК "Белая башня" (Екатеринбург) Дмитрий Мантусов. Как выглядит динамика заключения договоров с 1 июля, когда начала работать "автогражданка", можно представить по данным, оглашенным на октябрьском слете союза страховщиков "Урало-Сибирское соглашение": в августе по отношению к июлю (наиболее "урожайному" для страховых компаний) спрос на автостраховки сократился на 30 - 40%, а в сентябре примерно 60% компаний прочувствовали падение спроса по сравнению с августом уже более чем на 50%. Добавить реальности в эту картину мог бы Росгосстрах, занимающий не менее трети уральского рынка ОСАГО, но он пока не спешит публиковать даже предварительные итоги. Страховщики уже исчерпали наиболее оперативную часть автовладельцев, подключившихся к обязательному страхованию еще летом. По оценке генерального директора СК "Северная казна" Сергея Меренкова, в Екатеринбурге на полмиллиона единиц автотранспорта выдано не более 75 тысяч полисов ОСАГО - это 15%. Затухание интереса подтверждают и в "Белой башне": "Из 50 тысяч запланированных к продаже полисов нами продано на середину октября только 9 тысяч, сделать план до конца года мы, потеряв темп, физически не успеем, - заявил "Э-У" Дмитрий Мантусов. - Основная масса автовладельцев тянула до последнего, ожидая ревизии условий ОСАГО в Госдуме, это ожидание опасно затянулось, да и было напрасно". - К 7 декабря, когда сменится состав Госдумы и люди поймут, что ничего не изменилось, а с 1 января их ожидают штрафы, они кинутся в страховые компании, - прогнозирует Сергей Меренков. - Будет столпотворение. У 400 тысяч с лишним потенциальных страхователей в Екатеринбурге в распоряжении окажется не больше 20 дней, потому что до 10 декабря все будут выжидать, что покажут результаты голосования в Госдуме. На день придется до 20 тысяч обращений автовладельцев на 40 страховых компаний Свердловской области. Я смутно представляю себе пять тысяч человек в день в офисе нашей компании. Катализаторы проблем Твердая уверенность страховщиков в неизбежности подобного сценария подкрепляется непоследовательностью Государственной думы РФ: в середине октября Совет думы отклонил предложение "главного автомобилиста" России Виктора Похмелкина назначить второе чтение поправок на 15 ноября. Это означает, что нынешний состав Госдумы "автогражданкой" уже заниматься не будет. При этом принципиальные решения по проблемам, якобы толкнувшим депутатов принять популистское постановление о приостановке действия ОСАГО (эти проблемы: снижение тарифов, льготы, перенос начала штрафного периода на более поздний срок, сокращение минимального срока страховки с 6 до 3 месяцев) не приняты. Депутаты пошли по пути наименьшего сопротивления, передав весь клубок конфликтов по "автогражданке" следующему созыву и создав по пути ряд новых, еще больших проблем. Первая из них - возврат денег, внесенных пятью миллионами застраховавшихся россиян. Речи о компенсациях ни населению, ни страховым компаниям в поправках нет. "На сегодняшний день "Северная казна" выплатила пострадавшим в ДТП порядка 3 млн рублей. Чтобы вернуть деньги застраховавшимся, я должен прежде вернуть их себе, - говорит Сергей Меренков, - взыскать обратно арендную плату, зарплату сотрудникам, выплаты потерпевшим. Кроме того, мне должны будут вернуть деньги за бланки полисов и знаки государственного образца (туда вложены приличные суммы). Я должен также потребовать у государства возврата уплаченных налогов (сейчас тариф распределяется из расчета 80% - фонд страховых выплат, 20% - налоговые отчисления. - Д.Н.). Это трудно даже представить". Кроме того, что законопроект не решает ни одной из декларированных социальных задач, в нем не прописан еще и механизм расторжения договора ОСАГО. Между тем в офисах уже раздаются звонки желающих приостановить отношения со страховой компанией. Их убеждают, что торопиться не стоит, закон еще не принят - и отказывают в расторжении. Причем совершенно законно: основанием для него может быть смерть страхователя, продажа или гибель объекта страховки. Юридическим лицам популистские игры госдумцев накануне выборов также подбросили сюрприз: в воздухе повисло списание страховочных затрат на себестоимость. И этот момент тоже будет использован противниками поправки, поскольку российское законодательство запрещает принятие нормативных актов, ухудшающих финансовое положение отдельных категорий налогоплательщиков. Повторение - мать?.. Год назад, еще во время прохождения закона ОСАГО через думу, его нелегкая судьба была очевидна. Доводы страхового лобби о том, что закон позволит сделать конфликты на дорогах цивилизованнее, натыкались на контраргументы думского большинства, видящего только стремление страховщиков заработать на населении, не принимая в расчет его неблестящее финансовое состояние. Наконец, к маю текущего года компромисс по тарифам был найден, и страховщики взялись за прогнозные расчеты прибыли. Страховщики изначально были нацелены на высокие темпы сбора средств: штрафные санкции, вступающие в силу с 1 января, должны были подстегнуть автовладельцев. Осенний демарш депутатов заставил задуматься о перспективах страхования автогражданской ответственности. Специфика этого вида такова, что через два года он станет убыточным. Остается только надеяться, что пока не в таких масштабах, как в Западной Европе: там выплаты по страховкам могут достигать 150% от собранных денег. Сейчас задача состоит в том, чтобы как можно быстрее набрать фонд взносов, который позволит в будущем платить в полном объеме. Пополнять этот фонд предполагается доходами от смежных видов - страхования жизни и здоровья. Но широкой востребованности их в связке с "автогражданкой" уральские страховые компании ожидают не раньше, чем через год. Суммируя высказывания страховщиков, можно с уверенностью сказать: они видят в депутатском решении политическую подоплеку. Без всяких сантиментов на предмет "социальной" направленности, иначе бы острые вопросы тарифов или льгот для пенсионеров нашли в поправках хоть какое-то отражение. Депутаты пытались дать понять избирателям, что стоят на их стороне. На самом деле им не хватило смелости отменить закон. Или мужества - чтобы признать, что он работоспособен. Таким образом, концепция развития страхования, принятая правительством в прошлом году, пала жертвой политических игр. "Государство должно экономически стимулировать долгосрочные программы страхования. И делать это нужно в диалоге со страховым сообществом. Сегодня такого диалога не получается, - говорит генеральный директор ГСК "Югория" (Ханты-Мансийск) Владимир Волков. - Мы видим внутриведомственные баталии, когда, скажем, министр труда Александр Починок, желая поддержать пенсионные фонды, выставляет страховым компаниям жесткие барьеры для выхода на рынок пенсионного страхования. Теперь мы видим силы, которые пытаются торпедировать закон об "автогражданке". Признаюсь, мы пытались разговаривать с лидерами фракций, но они нам откровенно заявили: это не более чем политическая борьба, которая идет в преддверии выборов в Госдуму. Закон становится жертвой призрачной попытки отстоять интересы малоимущих". Непоследовательность государственной политики на рынке страхования еще раз подтверждает: насущная потребность российского бизнеса в длинных и дешевых ресурсах остается потребностью только бизнеса, и она с легкостью может быть отдана в жертву политической конъюнктуре. "Наша экономика чрезвычайно парадоксальна: если во всем мире страховые компании владеют банками, то у нас наоборот, - комментирует ситуацию председатель совета директоров банка "Северная казна" Владимир Фролов. - Происходит это потому, что у нас никак не развивают страховое дело. Пустить все на самотек - это неправильно. А чтобы были длинные деньги, надо развивать страховое направление. Я считаю, что игры депутатов носят разрушительный характер. Согласен, что если речь идет о тарифах, там может быть не все досконально продумано, надо что-то подкорректировать. Но откладывать это на более поздние времена, конечно, не конструктивно. Если "автогражданку" отложат, это будет вопиюще глупо". Дмитрий НОСКОВ
Вся пресса за 27 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
 Остальные материалы за 9 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|